Информационно−
издательский центр
«ПАРНАС»

Новости культуры

«Лиромания» для лироманов в 150-й раз

29 января в «Театре Луны» состоялся юбилейный показ спектакля «ЛИРОМАНИЯ».

Спектакль, действительно, завораживает с самых первых секунд, в прямом и переносном смысле погружает в атмосферу туманного Альбиона, когда на зрительный зал опускается туман.

Картина, что стремительно разворачивается, полна отчаяния и скорби. Могучий властитель король Лир (Евгений Герчаков) в смятении, королева (Татьяна Солнцева), свет души погибла, в чем винит себя он, а дочки, что некогда были прекрасными и любящими, вдруг оказываются предательски холодны, лишь дело доходит до наследства, что сулит беды всей стране, распри и войны.

Как москвичей испортил квартирный вопрос, так и жителей Великой Британии озадачил вопрос страны. Одна лишь младшая дочь Корделия (Вероника Лысакова), которая не смогла так ярко, громогласно высказать свою искреннюю, оттого скрытную любовь к отцу, как сделали это сестры, в надежде получить кусок побольше, остается ни с чем в немилости родителя. Весь мир переворачивается для Лира. Где он допустил ошибку в воспитании, и как остановить вражду взбесившихся сестер, которым «власти код, что самый желанный в мире», застилает глаза туманом гнева, агрессии и безрассудства.  

Интересно, что самым мудрым во всей этой истории является шут (И. Вальц), верный помощник, слуга и друг, любимец публики, с явным отклонением в развитии, но он видит и понимает то, к чему другие герои слепы. Самая трогательная и запоминающаяся композиция о любви звучит именно из его уст и является лейтмотивом. Он как луч солнца в темном царстве со своей дурной улыбкой.

Красивая, но трагичная история, о любви и предательстве, глупости человеческой и стойкости духа. Дети, сыгравшие дочерей короля в детстве, смотрятся и играют очень органично на сцене среди массивных декораций в компании опытных актеров. А Евгений Герчаков, король Лир, качает настроение публики и отпускает её с весьма приподнятым настроем своим финальным танцем и репризой с легким духом озорства.

Перед спектаклем нам удалось встретиться с художественным руководителем театра, режиссером, Народным артистом РФ Сергеем Прохановым.

- Сергей Борисович, какие у вас эмоции вызывает «Лиромания» сейчас, по прошествии уже 10 лет со дня премьеры?

- Я с трепетом отношусь к этому спектаклю. Многие актеры, выросли на нем. Вероника Лысакова играет уже взрослую Корделию. А пришла к нам девчушкой, пела, тут, плясала с микрофоном, играла Корделию в детстве. Вообще этот спектакль на особом счету. Спектакли не все удаются, но стараемся доводить до максимума. Так вот, «Лиромания» удалась. Если же вспомнить первый показ, то проходил он 10 лет назад на пластмассовых стульчиках. Купили утром в кафе, а вечером в подвальном помещении посадили на них зрителей. Очень переживали. 80 стульев было. Играли тогда с Анатолием Ромашиным, Ириной Метлицкой, Людмилой Светловой, Александром Резалиным. Интересный был состав, и эта премьера была как глоток свободы. Ведь были театры, о которых знали, а тут какой-то театр «Луны». Все насмехались надо мной. А потом я узнал, что есть, оказывается, театр «Солнца», «Ветра», «Дождя», «Тумана», и хорошо себе существуют.

- Театр имеет сильное воздействие на детей, каждый раз это событие, яркое и запоминающееся. Какую мораль несет в себе «Лиромания»? Чему учит?

- Какой-то одной морали нет, их много, ведь, когда ставишь спектакль, наверно, задумываешься об этом, но потом появляются несколько линий, и в каждой линии есть своя идея, глубина. Так просто не передать, её можно именно сыграть. Когда спрашивают: «О чем?» Ответ простой: «О чём подумали, о том и поставил». Вот например в спектакле «Дали» там и про плохого Дали, и про хорошего, и про маленького. Каждый волен воспринять то, что он воспримет, себя узнает, в чем-то угадает. Театр – это то чувственное удовлетворение, которое ты получаешь, не могу сказать, как от женщины, но очень близкое. Я помню, как впервые увидел спектакль Марка Захарова, и потом долго вспоминал, как ходит Николай Караченцов, как он проникновенно поёт. Он попал в сердце, а это, как раз то, к чему мы стремимся. 

- В «Лиромании» много музыки, которую написал прекрасный композитор Александр Журбин. Способствует ли музыка этому попаданию в сердца, души и умы?

- Этому должны способствовать все составляющие: материал, игра, свет, звук. Я – музыкальный человек, и отношусь к музыкальному оформлению очень трепетно. Но при этом стараюсь предлагать новое. Вот в новом телевизионном проекте «Усатый нянь Next», это проявляется в полной мере. Главный герой, которого исполняет Дмитрий Бикбаев, играет на улице на странных инструментах свою своеобразную музыку, а за новой музыкой будущее. Многие ученые даже считают классику вредной организму, она может сковывать, зажимать. Даже в танцах, танцовщику, обученному в классической школе, трудно будет танцевать джаз- модерн, авангард. А современная музыка, необычное звукоизвлечение, нетривиальные инструменты – всё это может способствовать развитию детей индиго, так как используются незадействованные нейроны головного мозга. Немаловажен и свет. В «Таис Сияющей» 360 программ по свету. Нужно чтобы что-то постоянно менялось, создавалась атмосфера волшебного, чарующего сновидения. В «Лиромании» также очень интересное и красивое решение по свету и сценографии.

Не могли мы в этот день пройти мимо исполнителя главной роли, Народного артиста России Евгения Герчакова.

 - Евгений Аркадьевич, отличаются ли ваши ощущения перед первым спектаклем и сейчас перед уже 150 выходом в образе короля Лир?

- Я уже и не помню. (Смеётся) Есть такие роли, которые, кажется, играешь всю жизнь. Вот эта одна из них. Это такая высокая серьезная роль. Многие мечтают сыграть короля Лира, чего нельзя сказать про меня. Я не мечтал, я не «кремлевский» мечтатель, а больше реалист. Мне нравятся вещи реальные…или сюрреальные, как, например, образ Дали в премьерном спектакле этого сезона.

- А можно ли сравнить эти два ваших сценических образа? Какой ближе или интереснее?

- Не знаю. Лир интересен прежде всего тем, что играется в таком жанре, в котором его ещё никто не играл, в жанре мюзикла, а это неожиданно. Многие великие актеры успели сыграть, многие не успели, многие мечтали, даже Михаил Казаков играл, но никогда его не играли в жанре мюзикла. И очень рад, что мы именно поем Лира. Сравнить две роли невозможно, настолько они разные. Их даже нельзя сыграть в один день. Нужно время на настройку. Это не репертуарный театр, это такие разнополюсные роли. К ним не нужно месяц готовиться, но, во всяком случае, хотя бы переспать с этим пару ночей нужно. Перед драматическим спектаклем нельзя погружаться в уныние и грусть, нужно улыбаться, шутить, нельзя настраиваться на драму или трагедию, иначе ты её заранее выдашь. Выдашь в первую секунду. Есть такие спектакли, когда зрителя заранее погружают в печаль и уныние, и тебе уже не интересно, но это не про нас. В «Лиромании» мы работаем над тем, чтобы вовлечь, заинтересовать, а не удручить. В конце спектакля я обычно рассказываю смешную притчу, чтобы поднять дух и настрой. Несмотря на то, что произведение драматично, да у Шекспира все произведения трагичны, и все в конце умирают, нужно делать так, чтобы зритель уходил довольный и счастливый. Поэтому я придумал такой ход, когда я шучу на тему спектакля. И такая шутка с попаданием в десятку.

На фото: Сергей Проханов, Король Лир - Евгений Герчаков, сцена из спектакля.

31 января 2014

Автор: Екатерина Рейхова. Фото Дмитрия Ткаченко и Ольги Кузнецовой.

Новинки фотобанка

Календарь