Информационно−
издательский центр
«ПАРНАС»

Новости культуры

Картограф Вия пропил

27 января в киноцентре «Октябрь» состоялась звездная премьера фильма «ВИЙ 3D».

После почти 10-летнего периода съемок вольная экранизация гоголевского «Вия» выходит на экраны в формате 3D. Режиссером и сценаристом картины выступил Олег Степченко, известный низкопробными боевиками «Сматывай удочки» и «Мужской сезон: Бархатная революция». Степченко намотал на ус и решил обстоятельно подойти к съемкам картины и обратиться за помощью к классику.

Считается, что Гоголь умирал не очень-то приятно, так здесь еще и ловкий, но последовательный Степченко полон решимости повысить градус трагизма в судьбе великого писателя. Неловко как-то, но хочется тактично позаимствовать название «Трудно быть богом» у Германа по причине острой необходимости и приклеить его поверх «Вия»: долгоиграющий проект, а именно 7 лет съемочной кампании (правда, Бог управился за 7 дней, но будем считать, что аналогия ясна) вызывает двоякие ощущения. С одной стороны, зритель ждал (на самом деле уже ничего не ждал) проработанной графики, сложного монтажа, нестандартных ракурсов и планов, тяжеловесного грима и эпических сцен. Таки, получил, и с лихвой. Персонажи картины соответствуют духу повести, сочно описанная Гоголем нечисть приобретает яркое воплощение на экране, гроб бьется к зрителю через экран – все, чем располагает 3D формат, с радостью использовано создателями.

Но если бы успех новоиспеченного мистического фильма зависел напрямую от ожиданий, победа «Вию» была бы обеспечена. Однако, ревностное отношение к классикам-землякам у русских в крови, а это обещает изначально более бдительное отношение к происходящему на экране. А теперь умножим его надвое из-за одноименной и любимой зрителем картины 1967 года. По совести, ранняя экранизация до сих пор является одной из самых гротескных и пугающих картин советского кинематографа. Неважно, что старому «Вию» присуща некоторая лубочность – в нем есть неповторимый шарм Куравлева-Брута, кукольная белизна спортсменки, комсомолки, и просто красавицы Варлей, старые иконы и лики, крупные планы которых ввергают зрителя в омут суеверной тревоги.

Сегодняшний пересказ «Вия», безусловно, далек от оригинальной повести. Сюжет, заинтересовавший дуэт режиссера Олега Степченко и исполнителя роли Хомы Алексея Петрухина, был несколько раз перекроен и перешит, инвесторы проекта менялись, сроки откладывались, и в итоге вышла картина, по правилам 3D больше похожая на детективный триллер, в которой история о несчастном Хоме играет отнюдь не первую скрипку в этом высокотехнологичном кино – создатели встраивают в конструкцию фильма несколько сюжетных линий и множество новых персонажей. Картограф по имени Джонатан Грин в исполнении Джейсона Флеминга, путешествуя по Малороссии, узнает печальную историю бурсака (Алексей Петрухин), обреченного три ночи отпевать умершую красавицу-дочь сотника. Мистическая канва повести Гоголя рвется под прагматическим взглядом Грина, наблюдающего пьянство жителей дремучего хутора и противопоставляющего новый, рациональный западный мир традициям и заветам старого.

Учитывая, сколько отклонений от исходника допустил сценарист Степченко, можно посмотреть фильм как качественный блокбастер, и выдохнуть спокойно. Мы увидим эффектный западный хоррор с колоссальной работой постановщиков и уверенной игрой актеров. Особенно отметить стоит Андрея Смолякова в роли отца Паисия и Валерия Золотухина, для которого «Вий» стал последней актерской работой. Но если опустить гоголевскую основу и оставить рядовой качественный кинопродукт, к чему тогда были многолетние потуги, правки и наполеоновские планы?

Насколько Степченко оказался удовлетворен и вдохновлен работой над фэнтези-экранизацией знаменитой повести стало ясно, когда всё вернулось на круги своя: следующим его фильмом обещает быть продолжение провального «Мужского сезона».

28 января 2014

Автор: Майя Монгольцева.

Новинки фотобанка

Календарь